logo MicroMax logo MaxNews logo MaxNews

VersaPAC –
понятный автомобильный компьютер с бесчисленными интерфейсами

Мы живём в удивительную эпоху, в эпоху, когда разрушается вековой имидж автомобиля как «самобеглой» коляски, просто доставляющей путника из пункта «А» в пункт «Б». Но чем дальше мы продвигаемся в глубины XXI века, тем всё отчётливее и отчётливее и сам наш автомобиль превращается в эти самые пункты «А» и «Б». Другими словами, автомобиль не только доставляет людей к месту работы или отдыха, но и сам, даже в процессе движения, становится самодостаточным местом для отдыха и для работы.

Недавнее Международное автошоу в Филадельфии продемонстрировало явное превращение автомобиля в своеобразный «самобеглый» компьютер, в компьютер на колёсах, внутри корпуса которого находится человек. И вполне может так статься, что скоро мы станем свидетелями замены понятия «водитель», на понятие «пользователь информационно-мультимедийной транспортно-компьютерной системы».

Человек внутри компьютера

Насыщение автомобиля компьютерной техникой идёт сразу несколькими путями. Условно, один из этих путей, который заключается в компьютеризации систем управляющих двигателем и безопасностью движения, можно назвать «компьютер для автомобиля». Характерным представителем этого направления является, например, Cadillac XLR. Используемая в этом автомобиле компьютерная технология StabiliTrak, помогает водителю правильно действовать в различных сложных ситуациях, например, при заносе. Кроме того, Cadillac XLR оборудован датчиками дождя, которые автоматически управляют стеклоочистителями, и ультразвуковой системой ближней навигации, предупреждающей о возможном столкновении. А вот традиционного ключа зажигания машина не имеет, её открытие и запуск двигателя производятся с помощью специального брелка. Ещё одной яркой технологией пути «компьютер для автомобиля» является технология IDrive – технология «активного рулевого управления». Суть этой технологии в том, что в зависимости от скорости движения автомобиля (используется на новых BMW 5-й серии) автоматически меняется передаточное число в рулевом управлении: при движении в городе, парковке и на поворотах руль делается более чувствительным, чем при движении на высоких скоростях. IDrive также соединяется с системой динамического контроля курсовой устойчивости (DSC). Если система фиксирует признаки нестабильного движения, угол поворота руля автоматически меняется и курс автомобиля восстанавливается.

Второй путь компьютеризации автомобиля – «компьютер для человека». Речь идёт об использовании автомобильного компьютера для отдыха и для работы.

Оба эти пути могут быть реализованы в одних и тех же автомобилях и с использованием одного и того же бортового компьютера. Однако в последнее время всё чаще и чаще, это вытекает и из практики российских установочных фирм, в автомобили устанавливаются обычные, т.е. с традиционной архитектурой и привычной операционной системой, офисно-домашние ПК.

Производители откликнулись на общемировую тенденцию к оснащению служебных и личных автомобилей такими компьютерами. Учтено и то, что обычный ПК всё же не совсем подходят для использования в дорожных условиях.

Ярким представителем специального автомобильного компьютера, приспособленного к работе в дорожных условиях, но вместе с тем и абсолютно понятного пользователю – является компьютер VersaPAC. Он уже поступил на российский рынок, поэтому есть смысл остановиться на нём несколько подробнее.

VersaPAC – полнофункциональная компьютерная система

Тот, кто интересуется космическими компьютерами, в частности, установленными на российских (по нынешней терминологии – на международных) орбитальных станциях – наверняка знает о фирме Dolch. Впрочем, Dolch Computer Systems, лидер мирового рынка защищённых мобильных компьютерных платформ, хорошо известен не только на космических, но и на вполне земных просторах. Защищённые мобильные компьютеры и защищённые мониторы, сверхпрочные портативные ПК, системы тестирования, измерений и инструментального контроля, системы сбора данных, диагностики и анализа сигналов, бортовые компьютерные платформы – вот неполный список направлений, в которых Dolch достигла выдающихся результатов.

VersaPAC – это первый компьютер фирмы, оптимизированный специально для применения именно в автомобилях. Мы увидели компактный, защищённый, мультимедийный компьютер (он же и информационно-командный центр) VersaPAC в офисе российского представительства американской фирмы MicroMax Computer Intelligence – официального партнёра ведущих западных производителей, в том числе и Dolch Computer Systems. На наши вопросы об автомобильном компьютере ответили и продемонстрировали его особенности специалисты MicroMax Мария Борзакова, Александр Барон и Роман Можаров.

VersaPAC – это компактный компьютер в цельном литом корпусе, созданный для работы в жёстких условиях. Он защищён как от внешнего воздействия среды, так и от вибрационных нагрузок. Единственная подвижная часть компьютера – жёсткий диск – установлена на специальном антивибрационном подвесе. В случае угрозы потери данных находящихся на жёстком диске, в компьютер может быть установлен компакт-флэш диск. Электроника VersaPAC'а не требует активного охлаждения – пассивный радиатор процессора выведен на ребристый металлический корпус.

Автомобильный компьютер VersaPAC имеет совершенно небольшие размеры: 280х160х66 мм.

Основные рабочие характеристики:

Процессор:

Pentium III 750 МГц

Память:

128-256 Мб

Видеопамять:

4 Мб

Сеть:

Ethernet 10/100 Мб/с

Вес:

менее 3 кг

Шумность:

25 дБ (активное охлаждение в компьютере не используется)

Рабочий диапазон температур:

от –40°С до +60°С

Потребляемая мощность:

30 Вт

Питание от бортовой сети постоянного тока:

12, 24 или 27 В

Защита:

класс IP54 стандарта МЭК 529, компьютер выдерживает 50-кратные ударные перегрузки, падение с высоты одного метра на бетонный пол

Большой набор различных интерфейсов и модулей делает VersaPAC поистине универсальным компьютером:

  • интерфейс CAN позволяет использовать VersaPAC в качестве бортового компьютера, к нему можно подключать все автомобильные датчики, спидометр, тахометры («компьютер для автомобиля»);

  • GPS и GPRS модули, слот для SIM-карты, гнёзда для гарнитуры превращают компьютер в навигационную систему и в систему для передачи данных, в том числе голосовых и электронной почты. Встроенные радио-и телевизионный тюнеры, адаптированные для России дают возможность превратить автомобильный компьютер в мультимедийный центр («компьютер для человека»).

Кстати, VersaPAC, хоть и является автомобильным компьютером, но, благодаря наличию собственной аккумуляторной батареи, может работать и автономно от автомобиля. ЖК-монитор компьютера тоже может быть в автономной версии – в этом случае он не связан кабелем ни с автомобилем, ни с компьютером. Благодаря беспроводному интерфейсу монитор принимает сигнал на удалении до 50 метров от компьютера. Во время привала с таким дисплеем будет удобно примоститься в тени подходящего дерева и, используя его в качестве телевизионного экрана, посмотреть, например, последние известия.

Can-Tainer и перспективы

VersaPAC – не единственный формат автомобильного компьютера. В MicroMax нам был продемонстрирован Can-Tainer – уникальный компьютерный корпус канадской фирмы Tri-M Engineering Inc., известного мирового лидера по производству встраиваемых компьютерных систем стандарта РС/104. Кроме защищенных корпусов, Tri-M разрабатывает и выпускает полный спектр оборудования стандарта PC/104, модули УСО, коммуникационные контроллеры, процессорные модули с интегрированным набором устройств ввода-вывода и платы источников питания.

Can-Tainer сделан из ребристого алюминия и имеет двойную систему ударо- и виброзащиты: внутренние резиновые направляющие для установки компьютерных модулей и внешнюю толстую резиновую опору для закрепления самого корпуса. Разработчиками предусмотрено также активное охлаждение с возможностью герметизации вентиляционных отверстий в случае необходимости.

Компьютеризация автомобилей растёт столь бурными темпами, что сообщение о 10-часовой 340-километровой гонке беспилотных автомобилей на трассе от Барстоу (штат Калифорния) до Лас-Вегаса (штат Невада) уже не вызывает удивления. Тот факт, что на всём протяжении маршрута автомобили управляются не человеком, а компьютером, который самостоятельно прокладывает маршрут по тысяче определяемых с помощью GPS точек уже не воспринимается как диво дивное.


Автор: Константин Быков
Журнал «Мастер 12 Вольт» (апрель 2004 г.)


VersaPAC – понятный автомобильный компьютер с бесчисленными интерфейсами

Лицевая панель VersaPAC поражает многочисленными интерфейсами: USB, IEEE 1394, PCMCIA, GSM-card, Smart-card

Тыльная часть компьютера тоже не «пасёт задних»: Compact-Flash и Docking-port

Ну, а те кому всего этого мало, могут еще боле расширить функциональность компьютера с помощью порта-репликатора. Репликаторы могут использоваться разные, в зависимости от пожеланий клиента. Например, Port Replicator 2 содержит 4 последовательных порта, 2 порта USB, LAN-port, два порта дисплея, линейные аудио вход и выход. Port Replicator 3 поддерживает подсистему УСО аналогового-цифрового обмена. Конечно же не забыт в VersaPAC и параллельный порт.

С VersaPAC можно использовать защищенные по классу IP54 сенсорные дисплеи – либо беспроводные, либо подключенные по цифровому или аналоговому интерфейсу. Клавиатура (защита IP65, с подсветкой клавиш или без, с поинтинговым устройством) и мышь подключаются к компьютеру тоже двумя способами – стандартным (P/S2, USB) и беспроводным.

Can-Tainer – компьютерная корпусная система для использования в жестких условиях внешней среды. Такие корпуса имеют диаметр: 5,4"х5,6", но высота их может быть, в зависимости от необходимости, самая различная – от 2 до 12 дюймов.

Различные модули, из которых собираются автомобильные компьютеры.